Кому на Руси жить хорошо
|
|
Оличка | Дата: Четверг, 04.02.2010, 16:26 | Сообщение # 16 |
Снежинка..
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Статус: Offline
| Всю жизнь Яков при барине, вместе состарились. У барина ноги отказались ходить. Вынесет сам его Яков, уложит, Сам на долгушке свезет до сестры, Сам до старушки добраться поможет. Так они жили ладком — до поры. Подрос племянник Якова, Гриша, и бросился в ноги к барину, просясь жениться на Ирише. А барин сам ее приглядел для себя. Гришу он сдал в рекруты. Обиделся Яков — задурил. “Мертвую запил...” Кто не подойдет к барину, а угодить ему не могут. Через две недели Яков вернулся, якобы пожалел помещика. Все пошло по-старому. Собрались ехать к сестре барина. Яков свернул в бездорожье, в Чертов овраг, распряг лошадей, а барин испугался за свою жизнь и стал умолять Якова пощадить его, тот ответил: “Нашел душегуба! Стану я руки убийством марать, Нет, не тебе умирать!” Сам повесился Яков перед барином. Всю ночь барин маялся, утром его охотник нашел. Барин вернулся домой, каявшись: “Грешен я, грешен! Казните меня!” Еще рассказав пару страшных историй, мужики заспорили: кто грешней — кабатчики, помещики иль мужики? Доспорились до драки. А потом Ионушка, молчавший весь вечер, сказал: И так вас помирю!” Глава II СТРАННИКИ И БОГОМОЛЬЦЫ Много нищих на Руси, целыми селеньями ходили по осени “на подаяния”, есть много среди них проходимцев, умеющих подладиться к помещикам. Но есть и верующие богомольцы, чьими трудами собираются деньги на церкви. Вспомнили юродивого Фомушку, живущего по-божески, был и старообрядец Кропильников: Старик, вся жизнь которого То воля, то острог. А была еще Евфросиньюшка, посадская вдова; она появлялась в холерные года. Всех крестьяне принимают, долгими зимними вечерами слушают рассказы странников. Такая почва добрая — Душа народа русского... О сеятель! приди!.. Иона, почтенный странник, поведал рассказ. О двух великих грешниках Он слышал эту быль в Соловках от отца Питиртма. Было двенадцать разбойников, их атаман - Кудеяр. Много разбойники награбили и погубили людей Вдруг у разбойника лютого Совесть господь пробудил. Совесть злодея осилила, Шайку свою распустил, Роздал на церкви имущество, Нож под ракитой зарыл. Ходил на богомолье, но не отмолил грехи, жил в лесу под дубом. Посланник бога указал ему путь к спасению — тем ножом, что убивал людей, он должен срезать дуб: “...Только что рухнется дерево — Цепи греха упадут”.
|
|
| |
Оличка | Дата: Четверг, 04.02.2010, 16:26 | Сообщение # 17 |
Снежинка..
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Статус: Offline
| Проезжал мимо пан Глуховский, насмехался над стариком, говоря: “Жить надо, старче, по-моему: Сколько холопов гублю, Мучу, пытаю и вешаю, А поглядел бы, как сплю!” Взбешенный отшельник воткнул свой нож в сердце Глуховскому, упал пан, и рухнуло дерево. Рухнуло древо, скатилося С инока бремя грехов!.. Господу богу помолимся: Милуй нас, темных рабов! Глава III И СТАРОЕ И НОВОЕ Крестьянский грех Был “аммирал-вдовец”, за верную службу наградила его государыня восемью тысячами душ. Умирая, “аммирал” передал старосте Глебу ларец с вольной на всех восемь тысяч душ. Но наследник соблазнил старосту, дав ему вольную. Завещание сожгли. И до последней поры были восемь тысяч
|
|
| |
Оличка | Дата: Четверг, 04.02.2010, 16:26 | Сообщение # 18 |
Снежинка..
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Статус: Offline
| душ крепостными. “Так вот он, грех крестьянина! И впрямь страшенный грех!” Опять упали бедные На дно бездонной пропасти, Притихли, приубожились, Легли на животы; Лежали, думу думали И вдруг запели. Медленно, Как туча надвигается, Текли слова тягучие. Голодная О вечном голоде, работе и недосыпании мужика. Крестьяне убеждаются, что всему виною “крепостное право”. Оно множит грехи помещиков и несчастья рабов. Гриша сказал: “Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось вольготно-весело На всей святой Руси!” Увидели сонного Егорку Шутова и стали бить, за что не знают сами. Приказано “миром” бить, вот и бьют. Едет на возу старый солдат. Останавливается и поет. Солдатская Тошен свет, Правды нет, Жизнь тошна, Боль сильна. Клим ему подпевает про горькое житье. Глава IV ДОБРОЕ ВРЕМЯ — ДОБРЫЕ ПЕСНИ “Великий пир” кончился только к утру. Кто разошелся по домам, а странники улеглись спать тут же на берегу. Возвращаясь домой, пели Гриша с Саввою: Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего! Жили они беднее бедного крестьянина, не имели даже скотины. В семинарии Гриша голодал, только на вахлатчине отъедался. Дьячок хвалился сыновьями, но не думал, чем они питаются. Да и сам вечно голодал. Жена была куда заботливее его, поэтому и умерла рано. Вечно думала она о соли и пела песню. Соленая Не хочет сынок Гришенька есть несоленую еду. Господь посоветовал “посолить” мукой. Мать сыпет мукой, а солится еда ее обильными слезами. В семинарии часто Гриша вспоминал мать и ее песню. И скоро в сердце мальчика С любовью к бедной матери Любовь ко всей вахлатчине Слились — и лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного. Родного уголка.
|
|
| |
Оличка | Дата: Четверг, 04.02.2010, 16:26 | Сообщение # 19 |
Снежинка..
Группа: Администраторы
Сообщений: 452
Статус: Offline
| Есть два пути у России: одна дорога — “вражда-война”,"другая дорога честная. По ней идут лишь “сильные” и “любвеобильные”. ...На бой, на труд. Грише Добросклонову Ему судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Гриша поет: “В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю. Еще суждено тебе много страдать, Но ты не погибнешь, я знаю. Была и в рабстве, и под татарами: “...Еще ты в семействе — раба; Но мать уже вольного сына”. Григорий идет к Волге, видит бурлаков. Бурлак Григорий рассуждает о тяжелой доле бурлака, а потом его мысли переходят и на всю Русь. Русь Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! Сила народная, Сила могучая — Совесть спокойная, Правда живучая! Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и забитая, Ты и всесильная, Матушка Русь!.. Автор убежден, что Гриша истинно счастливый: Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творилось с Гришею. 1865-1877 гг.
|
|
| |